2. Краткое описание местности у мыса Инониеми
Из записей[1] военного инженера[2] капитана В.Н.Лобанова мы можем составить представление о местности в районе строительства.
Морской берег там постепенно повышается в северном направлении и образует две ясно выраженные террасы. Первый береговой уступ, высотой 30-40м над уровнем моря, находится на расстоянии 200-400м от берега. Второй, высотой 40-50м над уровнем моря (вдоль него проходила почтовая дорога), находится на расстоянии 900-1000м от береговой черты. Сам берег - шириной 20-40м, низменный, песчаный, усеян многочисленными валунами и галькой. Между морем и первой береговой террасой находятся торфяные болота с низкорослой сосной, березой и орешником. Весной и осенью они труднопроходимы. Скат покрыт довольно высокорослой сосной. Терраса на уровне батарей заросла мелкой сосной и кустарником.
Форт Ино. Первый береговой уступ
К северу от почтовой дороги, а также в восточном направлении, местность начинает понижаться и переходит в болотистую долину р.Инониеми (теперь р.Приветная). Долина - около 2км шириной, северный берег повышенный. В среднем превышение над местностью составляет 35м. Ширина р.Инониеми в нижнем течении 4-6м, глубина - 1,2-1,5м, дно песчаное, местами вязкое. Вода для питья не пригодна.
В районе строительства укреплений существовала довольно разветвленная сеть дорог. Все они были грунтовыми, шириной от 2 до 4 шагов. Главная, почтовая дорога, шедшая параллельно морскому берегу, также имела песчаное полотно и ширину 4м. Вдоль дороги, на столбах, была проложена правительственная телеграфная линия к маяку на мысе Стирсудден (теперь м.Флотский).
Форт Ино. Сохранившийся участок старой почтовой дороги
Почти все населенные пункты располагались у берега моря. Вдоль него тянулась и полоса дач, принадлежавших, в основном, русским. Наиболее населены были деревни Инонкюля (теперь д.Приветненское) - 134 двора и Метсякюля (теперь п.Молодежное) - 55 дворов. Двор от двора находился на большом расстоянии, строения - все деревянные. В окрестностях тогда не было ни промышленных предприятий, ни сколько-нибудь крупных торговых заведений.
[1]РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.735, л.л.18-19.
[2]Некоторые авторы неверно используют словосочетание "военный инженер" с воинским званием офицера, считая, вероятно, что словом "военный" определяется принадлежность к военному ведомству. Например, встречается такое: "военный инженер-капитан" (почти как в Советской Армии). А дело обстоит так: офицерам, успешно окончившим дополнительный курс Николаевской инженерной академии (основной курс - 2 класса), Высочайшим приказом присваивалось звание военного инженера. Это звание, как ученая степень, сохранялось за ними и в случае перевода в другие рода войск и ведомства.