Глава II. 5 (1).Возведение береговых батарей и сухопутной ограды форта.
5. Возведение береговых батарей и сухопутной ограды форта. Вооружительные работы. Строительство форта, как и любое другое, требовало определенной подготовки. Но, хотя к августу 1909г. были наняты рабочие, заключены договоры с подрядчиками на производство различных видов работ и возведение построек, к заготовке и складированию материалов смогли приступить только с 16 октября.[1] Причина была одна: велись переговоры с владельцами земли и, пока не был принципиально решен вопрос о ее покупке, не могло быть и речи о каких-либо работах. Подряды на выполнение работ заключались на конкурсной основе. Управление Строителя Кронштадтских укреплений рассылало предложения подрядчикам со своими условиями и сроками выполнения работ, а те, в запечатанных пакетах, представляли свои расценки и процент скидки, которую могли бы сделать. Только рассмотрев наиболее выгодный вариант, Строительство заключало договор. Получив разрешение приступить к строительству, производитель работ подполковник Смирнов стал приспосабливать дачи, передаваемые казне, под свои нужды.[2] По понятным причинам владельцы расставаться с собственностью не спешили и в 1909г. таковых оказалось только две. Дача А.С.Милюковой была переоборудована под контору строительства. В ней выделялись также помещения для десятников и 3 жандармов. В даче В.В.Матэ жили 28 рабочих, 6 жандармов и 3 морских офицера, производивших промеры залива у гавани. Там же была устроена столовая на 100 человек. Еще 28 рабочих разместили в риге М.С.Коноплевой.Работы велись в хорошем темпе. За 2,5 месяца[3] были построены сараи, навесы, кладовая для материалов. Доставлены бревна, доски, цемент, металл, а также необходимые инструменты и приспособления. С берега залива завезли 555 кубических саженей камня и 38 кубических саженей песка, начали битье щебня. Выпилили лес и выкорчевали пни под площадки для строительства батарей, под местную дорогу от главной почтовой дороги к форту, а также под проволочное ограждение района строительства. Произвели разбивку всех четырех батарей и закончили отрывку котлованов под основания всех 24 орудий. Выполнили бутовую кладку под бетонные основания восьми 10-дюймовых и четырех 11-дюймовых орудий, установили заделочные части лафетов четырех 10-дюймовых орудий, изготовили деревянную опалубку для бетонирования оснований всех 10-дюймовых орудий. К бетонному заводу провели от залива водопровод длиной 227 саженей, устроили 1300 саженей проволочного ограждения, 200 саженей узкоколейного железнодорожного полотна. К концу года были построены: здание караульного дома, 2 бревенчатых барака на 175-185 рабочих, бревенчатая кухня и дощатая столовая на 500 человек.

| |  | Генерал от инфантерии Бринкен А.Ф.
| Инженер-генерал Вернандер А.П. | Генерал от инфантерии Газенкампф М. А. |
Официально закладку батареи 10-дюймовых орудий произвели 28 октября 1909г. в присутствии начальника штаба войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа Генерального штаба генерал-лейтенанта А.Ф.Бринкена, генерал-инспектора по инженерной части инженер-генерала А.П.Вернандера и помощника главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа, члена совета государственной обороны генерала от инфантерии М.А.Газенкампфа.[4]
Бетонирование оснований под орудия пришлось вести в условиях быстро наступивших морозов. Чтобы исключить влияние пониженной температуры на ход работ, приняли нестандартное решение:[5] над складами щебня, песка и бетонным заводом возводились отапливаемые помещения,[6] из которых на вагонетках, подогреваемых паром, компоненты, а потом и бетон, доставлялись к основаниям орудий. Над каждым из них также сооружалась своя "теплушка"[7] - отапливаемый барак, размерами в плане 20 на 20 м. К концу 1909г. было построено 6 таких "теплушек" над основаниями батареи 10-дюймовых орудий и 4 "теплушки" над основаниями 11-дюймовых гаубиц.

Форт Ино. "Теплушка" Необычность способов и скорость бетонирования вызвали беспокойство великого князя Николая Николаевича по поводу качества работ. С.И.Александрову пришлось докладывать в ГИУ о том, что бетонирование оснований ведется в отапливаемых помещениях и выдерживаться они там будут вдвое дольше, чем необходимо для набора прочности бетоном.[8] 
Форт Ино. Схема бетонирования орудийных оснований Но, вероятно, доклад сомнения не рассеял, т.к. Строитель Кронштадтской крепости получает указание представить в ГИУ описание условий и способов бетонирования зимой.[9] Кроме того, в механическую лабораторию Николаевской инженерной академии отправили кусок бетона, выломанный из основания шестого орудия батареи 11-дюймовых гаубиц.[10] Результаты испытаний показали, что прочность бетона соответствует требованиям, хотя образец отбирался не совсем корректно. Опыт зимнего бетонирования 1909-1910г.г. стали использовать и в следующие зимние сезоны. "Теплушки" применялись также при монтаже и обслуживании орудий. Судя по кассовой книге расходов, в 1909г. на форте Ино освоили 558367,44 руб.[11] Строительство "теплушек" над всеми 24 орудийными основаниями обошлось в 61164 руб.[12] Стоимость устройства самих оснований составила:[13]Таблица 3 | Наименование батарей | Стоимость одного основания (руб.) | Стоимость всех оснований (руб.) | | 5827,12 | 46576,96 | | 5952,25 | 47617,99 | Батарея 6" пушек Канэ (восточная) | 3477,98 | 13911,92 | Батарея 6" пушек Канэ (западная) | 3349,10 | 13396,39 | Всего: | - | 121503,26 |
Почти параллельно велись работы по строительству гавани при укреплении. В связи с большой загрузкой делами производителя работ подполковника Смирнова, в декабре 1909г. составление проекта гавани, железной дороги от нее к форту, а также их строительство поручили полковнику А.А.Шишкину.[14] 
Форт Ино. План гавани Местная комиссия по вооружению Кронштадтской крепости внесла свои предложения в проект: 1. От пристани к батареям строить двойную колею на общих шпалах. По узкой колее (метровой) на тележках системы генерала Тахтарова будут доставляться на батареи тела орудий, лафеты и части башенных установок 12-дюймовых орудий, по широкой - все остальные грузы на обычных платформах.[15] 2. К моменту окончания пристани, там необходимо установить паровой подъемник для втаскивания орудий к форту (на высоту около 15 саженей).[16] 3. Т.к. 12-дюймовые орудия весят около 4000 пудов, то на пристани необходимо предусмотреть установку соответствующих подъемных механизмов.[17] 5 января 1910г. проект гавани с железной дорогой (стоимость работ - 383462,88 руб.)[18] представили в ГИУ, где он был утвержден 14 января.[19] На следующий день приступили к работам. По мере набора прочности бетоном в основаниях, устанавливались на свои места орудия: 9-28 февраля - 10-дюймовые; с 1 марта - 11-дюймовые; 12-18 марта - 6-дюймовые (западная батарея); 18-20 апреля - 6-дюймовые (восточная батарея).[20] В апреле месяце орудия всех четырех батарей были смонтированы. Не откладывая дела в долгий ящик, 11 апреля, командир 2-го Кронштадтского крепостного артиллерийского полка полковник Герасимов, которому подчинялась артиллерия форта, просит разрешения Строителя Кронштадтской крепости генерал-лейтенанта С.И.Александрова произвести стрельбы из 10-дюймовых орудий.[21] С этого времени артиллеристы форта начинают повседневную боевую учебу. В связи с этим, надо отметить и то, что основания орудий, забетонированные зимой, прекрасно выдержали испытания стрельбой. В июле 1910г. подполковник Смирнов докладывает Строителю крепости, что после целого ряда стрельб полными боевыми, а также практическими зарядами и под разными углами возвышения из 6-дюймовых, 10-дюймовых и 11-дюймовых орудий на бетонных основаниях "...не замечено ни одной трещины, ни одного откола".[22] О ходе работ производитель ежемесячно докладывал Строителю крепости рапортом. Там подробно описывалось, что сделано до отчетного месяца, а также объемы работ, выполненных за отчетный период. Кроме того, на каждый вводимый объект комиссионно составлялся приемный акт. Конечно, велась и проверка объективности докладов, объемов выполненных работ и расходования подотчетных сумм. Эти функции были возложены на Контроль над постройкой оборонительных сооружений в Кронштадтской крепости. Действовал он довольно эффективно, выявлял различные нарушения при производстве работ и докладывал о них по команде. Частым проверкам, несмотря на удаленность от Кронштадта, подвергался и строящийся форт на северном берегу залива. Уже, например, в марте 1910г. контролер Жаравов выявляет, что там не ведутся журналы работ, хотя на представленных подрядчиками к оплате счетах имелось свидетельство производителя работ о записи показанного в счетах количества рабочих в этих журналах.[23] Пришлось подполковнику Смирнову давать объяснения начальству и срочно наводить порядок в своей бухгалтерии. В мае 1910г. закончили дноуглубительные работы в гавани форта. Были проложены два фарватера: северо-восточный - глубиной 10 футов для судов с 7-футовой осадкой и южный - глубиной 12 футов для судов с 9-футовой осадкой.[24] С этого времени появилась возможность наладить постоянную транспортную связь с базами снабжения еще и по морю, доставлять все необходимое строительству на баржах и пароходах. Строители и зимой использовали для доставки материалов Финский залив. Есть указания на то, что уже с зимнего сезона 1910-1911г.г. начали действовать две ледовые дороги: одна - для легкового транспорта, другая - для грузового, идущие параллельно.[25] Вдоль дорог, через несколько километров друг от друга, выставлялись будки, в которых дежурили сторожа, обязанные, в числе прочего, с наступлением темноты зажигать фонари.[26] К началу 1912г. строительная площадка стала приобретать очертания укрепления.[27] Полностью было закончено бетонирование батарей 10-дюймовых орудий и 6-дюймовых пушек Канэ (западной). Их стоимость составила соответственно 777035,81 руб. и 140860,45 руб.[28] Эти же батареи были оборудованы подъемниками. Не успели только насыпать земляные траверсы, установить вентиляторы в галереях под батареями и нары для прислуги в казематах. Построили 12 временных хранилищ для боевых комплектов. Впереди батарей, для их маскировки, произвели посадку деревьев на площади 6000 квадратных саженей.[29] Возвели опорные пункты №№1-5 и соединили фронтами. В них сделали дерновую одежду внутренних крутостей брустверов. Соединительный фронт между опорными пунктами №№1 и 2 одерновали полностью, а между остальными - только откосы рвов. В опорных пунктах №№1-3 построили бетонные убежища-казармы. Во всех пяти опорных пунктах и в северном исходящем углу сухопутной обороны возвели 8 малых железобетонных убежищ для укрытия противоштурмовой артиллерии с помещениями для орудийных расчетов.[30] Во рвах опорного пункта №4 и соединительных фронтов установили проволочные заграждения. Произвели прореживание леса перед укреплениями сухопутного фронта. Для гарнизона форта к этому времени возвели (кроме внутренней отделки): 4 ротных казармы, столовую с кухней, приемный покой, 2 флигеля для офицеров и 1 флигель для подпрапорщиков, караульный дом, а также различные службы и подсобные помещения (склады, ледники, сараи, конюшню и др.). Отремонтировали и приспособили для проживания офицеров бывшие дачи.[31] Построили здания для команд разведчиков и пулеметчиков. Завод Сан-Галли закончил прокладку и проверку магистральной сети водопровода.[32] Пустили в эксплуатацию временную водонапорную башню и временную водоподъемную станцию. В гавани почти полностью были закончены оба мола. Юго-западный оборудовали одним 32-тонным и двумя 1-тонными кранами, ширококолейными железнодорожными путями, причальными тумбами и т.д. Провели железную дорогу от гавани к батареям и вдоль них. Часть гавани была углублена до 13 футов, а северо-восточный фарватер - до 12 футов. С начала строительства форта и к началу 1912г. на работы было ассигновано 2652694 руб. Из этой суммы, к тому времени, строители освоили 2606219 руб.[33] Зимой и весной 1912г. на форте занимались, в основном, отсыпкой валов и гласиса опорного пункта №5. С получением в июле проекта на строительство открытой 12-дюймовой батареи работ прибавилось.Начали рытье котлованов, устройство фундаментов под траверсы и основания батареи и электростанции, изготовление опалубки для бетонирования. Само бетонирование закончили в октябре, установили заделочные части и тумбы для лафетов. В этом же месяце получили, выгрузили и доставили к месту установки первые два 12-дюймовых орудия.[34] Над двумя основаниями орудий возвели "теплушки", рядом - мастерскую и временную электростанцию для рабочих Металлического завода, производивших установку орудий. Во второй половине 1913г. все 4 орудия открытой 12-дюймовой батареи были введены в строй. К началу военного 1914г.[35] закончили бетонирование электростанции открытой 12-дюймовой батареи, устроили там основания для двух двигателей "Дизель", оштукатурили помещения внутри и обваловали снаружи. В казематах для хранения боекомплекта батареи начали устанавливать металлические стеллажи для снарядов и полузарядов. Была произведена выемка грунта и начата прокладка 3-рельсового пути вдоль батареи и электростанции. Приступили к отрывке котлована под 12-дюймовую башенную батарею. В казарме-убежище опорного пункта №3, в малых убежищах опорных пунктов №№1-5 установили броневые двери, а во входы траверсов обеих 6-дюймовых батарей - броневые люковые двери. Начата их установка в траверсы 10-дюймовой батареи. Во всех малых убежищах установили и заделали броневые ставни на окнах. Оштукатурили снаружи и внутри малые убежища опорных пунктов №№4 и 5, вырубили просеку под вал между ними. В казарменном городке возвели дом для командира артиллерийского батальона и врача. Чтобы обеспечить устойчивую связь с Кронштадтом, от Ино к Косе проложили кабель длиной 10500 саженей. Начало войны добавило трудностей строителям форта. Мобилизации рабочих и лошадей, сложности с финансированием и материалами не способствовали высоким темпам работ. Но командование Кронштадтской крепости стремилось как можно быстрее привести в боевую готовность батареи (особое внимание уделялось возведению и вооружению 12-дюймовых), зная состояние обороны Балтийского побережья. По этому поводу М.Петров пишет, что перед войной "...в общем и в целом, защита Финского залива - была ничтожна и путь в него был фактически вполне преодолим даже для одной эскадры германского флота".[36] В числе других причин, такое положение объяснялось тем, что строительство и модернизация приморских крепостей была рассчитана, по крайней мере, до 1917г. За годы войны, по состоянию на 1 января 1917г., были выполнены следующие работы:[37] 1. Башенная батарея на четыре 12-дюймовых орудия в двух башенных установках: - построена вчерне с обваловкой и одерновкой; - смонтирована паро-воздушная система отопления; - оборудована электростанция; - на 90% устроены пути для 100-тонного крана; - на 80% установлены броневые двери и ставни; - на 75% устроена канализация; -16.10.1915 г. начаты испытания башен стрельбой. Обе башни введены в строй в начале 1916 г. Батарея в боевой готовности. 2. Открытая батарея на четыре 12-дюймовых орудия: - усилены своды и стены батареи; - устроено паро-воздушное отопление; - на 90% установлены броневые двери и ставни; - на 75% готова пристройка к батарее, защищенная от попадания 12-дюймовых снарядов (для орудийной прислуги, хранения принадлежностей и запасов дизельного топлива); Батарея в боевой готовности. 3. Батарея на восемь 10-дюймовых орудий: - построены земляные траверсы. Батарея в боевой готовности. 4. Западная и восточная батареи на четыре 6-дюймовых пушки Канэ каждая: - построены земляные траверсы. Батареи в боевой готовности. 5. Батарея на восемь 11-дюймовых гаубиц: - построены каменные (вместо деревянных) погреба временного характера для хранения боекомплекта. Батарея в боевой готовности. 6. Временная батарея на шесть 6-дюймовых пушек Канэ у д.Пуумала для обстрела минных заграждений: - насыпаны и одернованы брустверы; - устроены погреба для снарядов; - на 95% построен запасной погреб на 2100 снарядов; - устроен ход сообщения к запасному погребу. Батарея в боевой готовности. 7. Построены две противоаэропланные (зенитные) батареи на четыре 3-дюймовых скорострельных орудия образца 1900г. каждая с погребами для хранения снарядов. Батареи в боевой готовности. 8. Построены: - 3 бронебетонных помещения для дальномерных приборов; - групповой бронебетонный пункт на форте с усиленной броневой крышей; - групповой бронебетонный пункт в д.Витикала (теперь д.Пески - К.М.); - на 75% кирпичное здание для хранения оптических приборов. 9. Приспособлены под минные станции убежища в опорных пунктах №№4 и 5 и усилены бутовыми тюфяками. 10. Прожекторные установки: - построены 5 прожекторных вышек временного типа (деревянные); - построены 2 станции для двигателей "Вулкан" (деревянные); - на 90% построена станция для двигателя "Вулкан" у батареи Пуумала. 11. Устройство освещения: - построены 2 временные станции для электрического освещения; - на 75% устроено наружное освещение и освещение жилых казематов батарей, казарм и пороховых погребов. 12. Помещения для гарнизона (вырос по сравнению с мирным временем с 1500 до 5500 человек): - построены для артиллеристов 2 казармы, столовая с церковью и кухней, лавка, хлебопекарня, бани солдатская и для офицеров, офицерское собрание, хозяйственные и подсобные помещения; - построены для пехоты 3 барака, столовая с кухней; - построены помещения для артиллеристов и пехоты в д.Пуумала; - приспособлены постройки частных владельцев для размещения 1-го Кронштадтского крепостного временного госпиталя, (в т.ч. - дача генерал-адъютанта А.Н.Куропаткина).[38] 13. Устройство дорог: - построено около 3км железной дороги с присоединением ее к Финляндской железной дороге; - построено около 7км грунтовых дорог; - построено паровозное депо на 2 паровоза. 14. Сухопутная оборонительная ограда: - закончены опорные пункты №№1-5 и их убежища; - на 85% устроены промежуточные валы между опорными пунктами; - на 75% во рвах установлены проволочные заграждения на металлических кольях; - построены новые опорные пункты №№6-8 с промежуточными валами между ними временного профиля, со всеми убежищами и противопехотными заграждениями в 3 ряда; - на 90% построен опорный пункт №9 со всеми убежищами (не установлены пулеметные башни); - на 95% построено убежище для резерва на опорном пункте №10 (не одерновано). 15. Расчистка секторов обстрела и маскировка: - замаскированы под окружающую местность окопы; - на 75% разрежен лес перед сухопутной обороной на расстояние прямого выстрела. В течение 1917 и в начале 1918г.г. существенных изменений в состоянии оборонительных работ на форте Ино не произошло. Достраивали то, что было начато, временные постройки заменяли постоянными и ремонтировали пришедшие в негодность, совершенствовали сухопутную оборону. Во второй половине 1917г. была сделана попытка придать форту для разведывательных целей аэроплан, даже поступило указание подыскать для него взлетно-посадочную площадку на расстоянии не более 10км от форта и недалеко от дороги.[39] Удалось осуществить этот проект или нет - по документам не прослеживается. Скорее всего - нет. Помешали революционные события. Производителями работ на форте Ино были: - с октября 1909г. по ноябрь 1910г.- подполковник Смирнов; - с ноября 1910г. по январь 1914г.- капитан Лобанов; - с января по май 1914г.- капитан Поплавский; - с мая 1914г. по март 1917г.- капитан (с 1916г. подполковник) Будкевич; - с марта по октябрь 1917г.- подполковник Красовский; - в 1918г.- инженер Розенталь. Гавань строили: - с декабря 1909г. по апрель 1910г.- полковник Шишкин; - с апреля 1910г.- капитан Куприянов.
[1] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.664, л.178. [4] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.664, л.183 [8] РГА ВМФ, Ф.1342, оп.1, д.677, л.100. [9] Там же, д.717, л.163. [13] Там же, д.754, л.519. [14] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.677, л.89. [21] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.677, л.70. [22] Там же д.717, л.394. [24] Там же, д.707, л.111. [25] Там же, д.754, л.475. [26] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.974, л.46. [27] Там же, д.767, л.л.97-100. [28] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.754, л.520. [30] Проект форта не был чем-то раз и навсегда установленным. Об этом, кроме такого существенного его пересмотра, как возведение двух батарей на четыре 12-дюймовых орудия каждая, свидетельствует изменение размеров этих убежищ, сделанное по указанию К.И.Величко, в результате чего, вместо 30230 рублей, отпущенных на их строительство, было израсходовано 54801 рублей. РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.754, л.393. [31] Дачи владельцы сдали, в основном, весной 1910г. При этом была составлена "Опись зданий, приобретенных казною в местности форта "Ино" с показанием инвентаря", где было перечислено все передаваемое, вплоть до замков, задвижек, шпингалетов, крючков, петель и т.д. РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.715, л.л.44-52.Тогда же была составлена "Ведомость дачным постройкам, приобретенным казною в местности Ино, с показанием размещения в них гарнизона и служащих Строительства в настоящее время и в будущем, с приходом гарнизона". РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.715, л.л.33-36. [32] Там же, д.754, л.517. [33] Там же, д.767, л.12. [34] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.770, л.115. [35] Там же, д.798, л.л.29, 93, 155-156, 181, 237-239, 352-353, 418-419, 423-424, 487. [36] Петров М. Указ. соч., с.42. [37] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.1898, л.л.5-9. [38] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.1997, л.392б. [39] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.1898, л.45.
|