5. Возведение береговых батарей и сухопутной
ограды форта. Вооружительные работы.
Строительство форта, как и любое другое, требовало определенной подготовки. Но, хотя к августу 1909г. были наняты рабочие, заключены договоры с подрядчиками на производство различных видов работ и возведение построек, к заготовке и складированию материалов смогли приступить только с 16 октября.[1] Причина была одна: велись переговоры с владельцами земли и, пока не был принципиально решен вопрос о ее покупке, не могло быть и речи о каких-либо работах.
Подряды на выполнение работ заключались на конкурсной основе. Управление Строителя Кронштадтских укреплений рассылало предложения подрядчикам со своими условиями и сроками выполнения работ, а те, в запечатанных пакетах, представляли свои расценки и процент скидки, которую могли бы сделать. Только рассмотрев наиболее выгодный вариант, Строительство заключало договор.
Работы велись в хорошем темпе. За 2,5 месяца[3] были построены сараи, навесы, кладовая для материалов. Доставлены бревна, доски, цемент, металл, а также необходимые инструменты и приспособления. С берега залива завезли 555 кубических саженей камня и 38 кубических саженей песка, начали битье щебня. Выпилили лес и выкорчевали пни под площадки для строительства батарей, под местную дорогу от главной почтовой дороги к форту, а также под проволочное ограждение района строительства. Произвели разбивку всех четырех батарей и закончили отрывку котлованов под основания всех 24 орудий. Выполнили бутовую кладку под бетонные основания восьми 10-дюймовых и четырех 11-дюймовых орудий, установили заделочные части лафетов четырех 10-дюймовых орудий, изготовили деревянную опалубку для бетонирования оснований всех 10-дюймовых орудий. К бетонному заводу провели от залива водопровод длиной 227 саженей, устроили 1300 саженей проволочного ограждения, 200 саженей узкоколейного железнодорожного полотна. К концу года были построены: здание караульного дома, 2 бревенчатых барака на 175-185 рабочих, бревенчатая кухня и дощатая столовая на 500 человек.
Генерал от инфантерии Бринкен А.Ф. | Инженер-генерал Вернандер А.П. | Генерал от инфантерии Газенкампф М. А. |
Бетонирование оснований под орудия пришлось вести в условиях быстро наступивших морозов. Чтобы исключить влияние пониженной температуры на ход работ, приняли нестандартное решение:[5] над складами щебня, песка и бетонным заводом возводились отапливаемые помещения,[6] из которых на вагонетках, подогреваемых паром, компоненты, а потом и бетон, доставлялись к основаниям орудий. Над каждым из них также сооружалась своя "теплушка"[7] - отапливаемый барак, размерами в плане 20 на 20 м. К концу 1909г. было построено 6 таких "теплушек" над основаниями батареи 10-дюймовых орудий и 4 "теплушки" над основаниями 11-дюймовых гаубиц.
Форт Ино. "Теплушка"
Необычность способов и скорость бетонирования вызвали беспокойство великого князя Николая Николаевича по поводу качества работ. С.И.Александрову пришлось докладывать в ГИУ о том, что бетонирование оснований ведется в отапливаемых помещениях и выдерживаться они там будут вдвое дольше, чем необходимо для набора прочности бетоном.[8]
Форт Ино. Схема бетонирования орудийных оснований
Но, вероятно, доклад сомнения не рассеял, т.к. Строитель Кронштадтской крепости получает указание представить в ГИУ описание условий и способов бетонирования зимой.
Судя по кассовой книге расходов, в 1909г. на форте Ино освоили 558367,44 руб.
батарей
(руб.)
оснований
(руб.)
Почти параллельно велись работы по строительству гавани при укреплении. В связи с большой загрузкой делами производителя работ подполковника Смирнова, в декабре 1909г. составление проекта гавани, железной дороги от нее к форту, а также их строительство поручили полковнику А.А.Шишкину.[14]
Форт Ино. План гавани
Местная комиссия по вооружению Кронштадтской крепости внесла свои предложения в проект:
1. От пристани к батареям строить двойную колею на общих шпалах. По узкой колее (метровой) на тележках системы генерала Тахтарова будут доставляться на батареи тела орудий, лафеты и части башенных установок 12-дюймовых орудий, по широкой - все остальные грузы на обычных платформах.[15]
2. К моменту окончания пристани, там необходимо установить паровой подъемник для втаскивания орудий к форту (на высоту около 15 саженей).[16]
3. Т.к. 12-дюймовые орудия весят около 4000 пудов, то на пристани необходимо предусмотреть установку соответствующих подъемных механизмов.[17]
5 января 1910г. проект гавани с железной дорогой (стоимость работ - 383462,88 руб.)
По мере набора прочности бетоном в основаниях, устанавливались на свои места орудия: 9-28 февраля - 10-дюймовые; с 1 марта - 11-дюймовые; 12-18 марта - 6-дюймовые (западная батарея); 18-20 апреля - 6-дюймовые (восточная батарея).
Не откладывая дела в долгий ящик, 11 апреля, командир 2-го Кронштадтского крепостного артиллерийского полка полковник Герасимов, которому подчинялась артиллерия форта, просит разрешения Строителя Кронштадтской крепости генерал-лейтенанта С.И.Александрова произвести стрельбы из 10-дюймовых орудий.[21] С этого времени артиллеристы форта начинают повседневную боевую учебу. В связи с этим, надо отметить и то, что основания орудий, забетонированные зимой, прекрасно выдержали испытания стрельбой. В июле 1910г. подполковник Смирнов докладывает Строителю крепости, что после целого ряда стрельб полными боевыми, а также практическими зарядами и под разными углами возвышения из 6-дюймовых, 10-дюймовых и 11-дюймовых орудий на бетонных основаниях "...не замечено ни одной трещины, ни одного откола".[22]
О ходе работ производитель ежемесячно докладывал Строителю крепости рапортом. Там подробно описывалось, что сделано до отчетного месяца, а также объемы работ, выполненных за отчетный период. Кроме того, на каждый вводимый объект комиссионно составлялся приемный акт. Конечно, велась и проверка объективности докладов, объемов выполненных работ и расходования подотчетных сумм. Эти функции были возложены на Контроль над постройкой оборонительных сооружений в Кронштадтской крепости. Действовал он довольно эффективно, выявлял различные нарушения при производстве работ и докладывал о них по команде. Частым проверкам, несмотря на удаленность от Кронштадта, подвергался и строящийся форт на северном берегу залива. Уже, например, в марте 1910г. контролер Жаравов выявляет, что там не ведутся журналы работ, хотя на представленных подрядчиками к оплате счетах имелось свидетельство производителя работ о записи показанного в счетах количества рабочих в этих журналах.
В мае 1910г. закончили дноуглубительные работы в гавани форта. Были проложены два фарватера: северо-восточный - глубиной 10 футов для судов с 7-футовой осадкой и южный - глубиной 12 футов для судов с 9-футовой осадкой.[24] С этого времени появилась возможность наладить постоянную транспортную связь с базами снабжения еще и по морю, доставлять все необходимое строительству на баржах и пароходах.
Строители и зимой использовали для доставки материалов Финский залив. Есть указания на то, что уже с зимнего сезона 1910-1911г.г. начали действовать две ледовые дороги: одна - для легкового транспорта, другая - для грузового, идущие параллельно.[25] Вдоль дорог, через несколько километров друг от друга, выставлялись будки, в которых дежурили сторожа, обязанные, в числе прочего, с наступлением темноты зажигать фонари.[26]
К началу 1912г. строительная площадка стала приобретать очертания укрепления.
Построили 12 временных хранилищ для боевых комплектов. Впереди батарей, для их маскировки, произвели посадку деревьев на площади 6000 квадратных саженей.[29]
Возвели опорные пункты №№1-5 и соединили фронтами. В них сделали дерновую одежду внутренних крутостей брустверов. Соединительный фронт между опорными пунктами №№1 и 2 одерновали полностью, а между остальными - только откосы рвов. В опорных пунктах №№1-3 построили бетонные убежища-казармы. Во всех пяти опорных пунктах и в северном исходящем углу сухопутной обороны возвели 8 малых железобетонных убежищ для укрытия противоштурмовой артиллерии с помещениями для орудийных расчетов.[30] Во рвах опорного пункта №4 и соединительных фронтов установили проволочные заграждения. Произвели прореживание леса перед укреплениями сухопутного фронта.
Для гарнизона форта к этому времени возвели (кроме внутренней отделки): 4 ротных казармы, столовую с кухней, приемный покой, 2 флигеля для офицеров и 1 флигель для подпрапорщиков, караульный дом, а также различные службы и подсобные помещения (склады, ледники, сараи, конюшню и др.). Отремонтировали и приспособили для проживания офицеров бывшие дачи.[31] Построили здания для команд разведчиков и пулеметчиков. Завод Сан-Галли закончил прокладку и проверку магистральной сети водопровода.[32] Пустили в эксплуатацию временную водонапорную башню и временную водоподъемную станцию.
В гавани почти полностью были закончены оба мола. Юго-западный оборудовали одним 32-тонным и двумя 1-тонными кранами, ширококолейными железнодорожными путями, причальными тумбами и т.д. Провели железную дорогу от гавани к батареям и вдоль них. Часть гавани была углублена до 13 футов, а северо-восточный фарватер - до 12 футов.
С начала строительства форта и к началу 1912г. на работы было ассигновано 2652694 руб. Из этой суммы, к тому времени, строители освоили 2606219 руб.[33]
Зимой и весной 1912г. на форте занимались, в основном, отсыпкой валов и гласиса опорного пункта №5.
С получением в июле проекта на строительство открытой 12-дюймовой батареи работ прибавилось.Начали рытье котлованов, устройство фундаментов под траверсы и основания батареи и электростанции, изготовление опалубки для бетонирования. Само бетонирование закончили в октябре, установили заделочные части и тумбы для лафетов. В этом же месяце получили, выгрузили и доставили к месту установки первые два 12-дюймовых орудия.
К началу военного 1914г.[35] закончили бетонирование электростанции открытой 12-дюймовой батареи, устроили там основания для двух двигателей "Дизель", оштукатурили помещения внутри и обваловали снаружи. В казематах для хранения боекомплекта батареи начали устанавливать металлические стеллажи для снарядов и полузарядов. Была произведена выемка грунта и начата прокладка 3-рельсового пути вдоль батареи и электростанции.
Приступили к отрывке котлована под 12-дюймовую башенную батарею.
В казарме-убежище опорного пункта №3, в малых убежищах опорных пунктов №№1-5 установили броневые двери, а во входы траверсов обеих 6-дюймовых батарей - броневые люковые двери. Начата их установка в траверсы 10-дюймовой батареи. Во всех малых убежищах установили и заделали броневые ставни на окнах. Оштукатурили снаружи и внутри малые убежища опорных пунктов №№4 и 5, вырубили просеку под вал между ними.
В казарменном городке возвели дом для командира артиллерийского батальона и врача.
Чтобы обеспечить устойчивую связь с Кронштадтом, от Ино к Косе проложили кабель длиной 10500 саженей.
Начало войны добавило трудностей строителям форта. Мобилизации рабочих и лошадей, сложности с финансированием и материалами не способствовали высоким темпам работ. Но командование Кронштадтской крепости стремилось как можно быстрее привести в боевую готовность батареи (особое внимание уделялось возведению и вооружению 12-дюймовых), зная состояние обороны Балтийского побережья. По этому поводу М.Петров пишет, что перед войной "...в общем и в целом, защита Финского залива - была ничтожна и путь в него был фактически вполне преодолим даже для одной эскадры германского флота".
За годы войны, по состоянию на 1 января 1917г., были выполнены следующие работы:[37]
1. Башенная батарея на четыре 12-дюймовых орудия в двух башенных установках:
- построена вчерне с обваловкой и одерновкой;
- смонтирована паро-воздушная система отопления;
- оборудована электростанция;
- на 90% устроены пути для 100-тонного крана;
- на 80% установлены броневые двери и ставни;
- на 75% устроена канализация;
-16.10.1915 г. начаты испытания башен стрельбой. Обе башни введены в строй в начале 1916 г.
Батарея в боевой готовности.
2. Открытая батарея на четыре 12-дюймовых орудия:
- усилены своды и стены батареи;
- устроено паро-воздушное отопление;
- на 90% установлены броневые двери и ставни;
- на 75% готова пристройка к батарее, защищенная от попадания 12-дюймовых снарядов (для орудийной прислуги, хранения принадлежностей и запасов дизельного топлива);
Батарея в боевой готовности.
3. Батарея на восемь 10-дюймовых орудий:
- построены земляные траверсы.
Батарея в боевой готовности.
4. Западная и восточная батареи на четыре 6-дюймовых пушки Канэ каждая:
- построены земляные траверсы.
Батареи в боевой готовности.
5. Батарея на восемь 11-дюймовых гаубиц:
- построены каменные (вместо деревянных) погреба временного характера для хранения боекомплекта.
Батарея в боевой готовности.
6. Временная батарея на шесть 6-дюймовых пушек Канэ у д.Пуумала для обстрела минных заграждений:
- насыпаны и одернованы брустверы;
- устроены погреба для снарядов;
- на 95% построен запасной погреб на 2100 снарядов;
- устроен ход сообщения к запасному погребу.
Батарея в боевой готовности.
7. Построены две противоаэропланные (зенитные) батареи на четыре 3-дюймовых скорострельных орудия образца 1900г. каждая с погребами для хранения снарядов.
Батареи в боевой готовности.
8. Построены:
- 3 бронебетонных помещения для дальномерных приборов;
- групповой бронебетонный пункт на форте с усиленной броневой крышей;
- групповой бронебетонный пункт в д.Витикала (теперь д.Пески - К.М.);
- на 75% кирпичное здание для хранения оптических приборов.
9. Приспособлены под минные станции убежища в опорных пунктах №№4 и 5 и усилены бутовыми тюфяками.
10. Прожекторные установки:
- построены 5 прожекторных вышек временного типа (деревянные);
- построены 2 станции для двигателей "Вулкан" (деревянные);
- на 90% построена станция для двигателя "Вулкан" у батареи Пуумала.
11. Устройство освещения:
- построены 2 временные станции для электрического освещения;
- на 75% устроено наружное освещение и освещение жилых казематов батарей, казарм и пороховых погребов.
12. Помещения для гарнизона (вырос по сравнению с мирным временем с 1500 до 5500 человек):
- построены для артиллеристов 2 казармы, столовая с церковью и кухней, лавка, хлебопекарня, бани солдатская и для офицеров, офицерское собрание, хозяйственные и подсобные помещения;
- построены для пехоты 3 барака, столовая с кухней;
- построены помещения для артиллеристов и пехоты в д.Пуумала;
- приспособлены постройки частных владельцев для размещения 1-го Кронштадтского крепостного временного госпиталя, (в т.ч. - дача генерал-адъютанта А.Н.Куропаткина).[38]
13. Устройство дорог:
- построено около 3км железной дороги с присоединением ее к Финляндской железной дороге;
- построено около 7км грунтовых дорог;
- построено паровозное депо на 2 паровоза.
14. Сухопутная оборонительная ограда:
- закончены опорные пункты №№1-5 и их убежища;
- на 85% устроены промежуточные валы между опорными пунктами;
- на 75% во рвах установлены проволочные заграждения на металлических кольях;
- построены новые опорные пункты №№6-8 с промежуточными валами между ними временного профиля, со всеми убежищами и противопехотными заграждениями в 3 ряда;
- на 90% построен опорный пункт №9 со всеми убежищами (не установлены пулеметные башни);
- на 95% построено убежище для резерва на опорном пункте №10 (не одерновано).
15. Расчистка секторов обстрела и маскировка:
- замаскированы под окружающую местность окопы;
- на 75% разрежен лес перед сухопутной обороной на расстояние прямого выстрела.
В течение 1917 и в начале 1918г.г. существенных изменений в состоянии оборонительных работ на форте Ино не произошло. Достраивали то, что было начато, временные постройки заменяли постоянными и ремонтировали пришедшие в негодность, совершенствовали сухопутную оборону.
Во второй половине 1917г. была сделана попытка придать форту для разведывательных целей аэроплан, даже поступило указание подыскать для него взлетно-посадочную площадку на расстоянии не более 10км от форта и недалеко от дороги.[39] Удалось осуществить этот проект или нет - по документам не прослеживается. Скорее всего - нет. Помешали революционные события.
Производителями работ на форте Ино были:
- с октября 1909г. по ноябрь 1910г.- подполковник Смирнов;
- с ноября 1910г. по январь 1914г.- капитан Лобанов;
- с января по май 1914г.- капитан Поплавский;
- с мая 1914г. по март 1917г.- капитан (с 1916г. подполковник) Будкевич;
- с марта по октябрь 1917г.- подполковник Красовский;
- в 1918г.- инженер Розенталь.
Гавань строили:
- с декабря 1909г. по апрель 1910г.- полковник Шишкин;
- с апреля 1910г.- капитан Куприянов.