Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 114

Портал о фронтовиках

Победа 1945

Погода в районе форта


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Вторник, 23.05.2017, 04:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Форт Ино (Николаевский)
Главная | Регистрация | Вход
Глава II. 5 (1).Возведение береговых батарей и сухопутной ограды форта.


5.   Возведение береговых батарей и сухопутной

   ограды форта. Вооружительные работы.

Строительство форта, как и любое другое, требовало определенной подготовки. Но, хотя к августу 1909г. были наняты рабочие, заключены договоры с подрядчиками на производство различных видов работ и возведение построек, к заготовке и складированию материалов смогли приступить только с 16 октября.[1] Причина была одна: велись переговоры с владельцами земли и, пока не был принципиально решен вопрос о ее покупке, не могло быть и речи о каких-либо работах.

Подряды на выполнение работ заключались на конкурсной основе. Управление Строителя Кронштадтских укреплений рассылало предложения подрядчикам со своими условиями и сроками выполнения работ, а те, в запечатанных пакетах, представляли свои расценки и процент скидки, которую могли бы сделать. Только рассмотрев наиболее выгодный вариант, Строительство заключало договор.

Получив разрешение приступить к строительству, производитель работ подполковник Смирнов стал приспосабливать дачи, передаваемые казне, под свои нужды.[2] По понятным причинам владельцы расставаться с собственностью не спешили и в 1909г. таковых оказалось только две. Дача А.С.Милюковой была переоборудована под контору строительства. В ней выделялись также помещения для десятников и 3 жандармов. В даче В.В.Матэ жили 28 рабочих, 6 жандармов и 3 морских офицера, производивших промеры залива у гавани. Там же была устроена столовая на 100 человек. Еще 28 рабочих разместили в риге М.С.Коноплевой.

Работы велись в хорошем темпе. За 2,5 месяца[3] были построены сараи, навесы, кладовая для материалов. Доставлены бревна, доски, цемент, металл, а также необходимые инструменты и приспособления. С берега залива завезли 555 кубических саженей камня и 38 кубических саженей песка, начали битье щебня. Выпилили лес и выкорчевали пни под площадки для строительства батарей, под местную дорогу от главной почтовой дороги к форту, а также под проволочное ограждение района строительства. Произвели разбивку всех четырех батарей и закончили отрывку котлованов под основания всех 24 орудий. Выполнили бутовую кладку под бетонные основания восьми 10-дюймовых и четырех 11-дюймовых орудий, установили заделочные части лафетов четырех 10-дюймовых орудий, изготовили деревянную опалубку для бетонирования оснований всех 10-дюймовых орудий. К бетонному заводу провели от залива водопровод длиной 227 саженей, устроили 1300 саженей проволочного ограждения, 200 саженей узкоколейного железнодорожного полотна. К концу года были построены: здание караульного дома, 2 бревенчатых барака на 175-185 рабочих, бревенчатая кухня и дощатая столовая на 500 человек.



null
null
Генерал от инфантерии
Бринкен А.Ф.
Инженер-генерал
Вернандер А.П.
Генерал от инфантерии
Газенкампф М. А.

Официально закладку батареи 10-дюймовых орудий произвели 28 октября 1909г. в присутствии начальника штаба войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа Генерального штаба генерал-лейтенанта А.Ф.Бринкена, генерал-инспектора по инженерной части инженер-генерала А.П.Вернандера и помощника главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа, члена совета государственной обороны генерала от инфантерии М.А.Газенкампфа.[4]

Бетонирование оснований под орудия пришлось вести в условиях быстро наступивших морозов. Чтобы исключить влияние пониженной температуры на ход работ, приняли нестандартное решение:[5] над складами щебня, песка и бетонным заводом возводились отапливаемые помещения,[6] из которых на вагонетках, подогреваемых паром, компоненты, а потом и бетон, доставлялись к основаниям орудий. Над каждым из них также сооружалась своя "теплушка"[7] - отапливаемый барак, размерами в плане 20 на 20 м. К концу 1909г. было построено 6 таких "теплушек" над основаниями батареи 10-дюймовых орудий и 4 "теплушки" над основаниями 11-дюймовых гаубиц.

null

Форт Ино. "Теплушка"

Необычность способов и скорость бетонирования вызвали беспокойство великого князя Николая Николаевича по поводу качества работ. С.И.Александрову пришлось докладывать в ГИУ о том, что бетонирование оснований ведется в отапливаемых помещениях и выдерживаться они там будут вдвое дольше, чем необходимо для набора прочности бетоном.[8]

null

Форт Ино. Схема бетонирования орудийных оснований

Но, вероятно, доклад сомнения не рассеял, т.к. Строитель Кронштадтской крепости получает указание представить в ГИУ описание условий и способов бетонирования зимой.[9] Кроме того, в механическую лабораторию Николаевской инженерной академии отправили кусок бетона, выломанный из основания шестого орудия батареи 11-дюймовых гаубиц.[10] Результаты испытаний показали, что прочность бетона соответствует требованиям, хотя образец отбирался не совсем корректно. Опыт зимнего бетонирования 1909-1910г.г. стали использовать и в следующие зимние сезоны. "Теплушки" применялись также при монтаже и обслуживании орудий.

Судя по кассовой книге расходов, в 1909г. на форте Ино освоили 558367,44 руб.[11] Строительство "теплушек" над всеми 24 орудийными основаниями обошлось в 61164 руб.[12] Стоимость устройства самих оснований составила:[13]
Таблица 3
Наименование
батарей
Стоимость одного основания
(руб.)
Стоимость всех
оснований
(руб.)
Батарея 11" орудий
5827,12
46576,96
Батарея 10" пушек
5952,25
47617,99
Батарея 6" пушек Канэ (восточная)
3477,98
13911,92
Батарея 6" пушек Канэ (западная)
3349,10
13396,39
Всего:
-
121503,26

Почти параллельно велись работы по строительству гавани при укреплении. В связи с большой загрузкой делами производителя работ подполковника Смирнова, в декабре 1909г. составление проекта гавани, железной дороги от нее к форту, а также их строительство поручили полковнику А.А.Шишкину.[14]

null

Форт Ино. План гавани

Местная комиссия по вооружению Кронштадтской крепости внесла свои предложения в проект:

1. От пристани к батареям строить двойную колею на общих шпалах. По узкой колее (метровой) на тележках системы генерала Тахтарова будут доставляться на батареи тела орудий, лафеты и части башенных установок 12-дюймовых орудий, по широкой - все остальные грузы на обычных платформах.[15]
2. К моменту окончания пристани, там необходимо установить паровой подъемник для втаскивания орудий к форту (на высоту около 15 саженей).[16]
3. Т.к. 12-дюймовые орудия весят около 4000 пудов, то на пристани необходимо предусмотреть установку соответствующих подъемных механизмов.[17]
5 января 1910г. проект гавани с железной дорогой (стоимость работ - 383462,88 руб.)[18] представили в ГИУ, где он был утвержден 14 января.[19] На следующий день приступили к работам.

По мере набора прочности бетоном в основаниях, устанавливались на свои места орудия: 9-28 февраля - 10-дюймовые; с 1 марта - 11-дюймовые; 12-18 марта - 6-дюймовые (западная батарея); 18-20 апреля - 6-дюймовые (восточная батарея).[20] В апреле месяце орудия всех четырех батарей были смонтированы.

Не откладывая дела в долгий ящик, 11 апреля, командир 2-го Кронштадтского крепостного артиллерийского полка полковник Герасимов, которому подчинялась артиллерия форта, просит разрешения Строителя Кронштадтской крепости генерал-лейтенанта С.И.Александрова произвести стрельбы из 10-дюймовых орудий.[21] С этого времени артиллеристы форта начинают повседневную боевую учебу. В связи с этим, надо отметить и то, что основания орудий, забетонированные зимой, прекрасно выдержали испытания стрельбой. В июле 1910г. подполковник Смирнов докладывает Строителю крепости, что после целого ряда стрельб полными боевыми, а также практическими зарядами и под разными углами возвышения из 6-дюймовых, 10-дюймовых и 11-дюймовых орудий на бетонных основаниях "...не замечено ни одной трещины, ни одного откола".[22]

О ходе работ производитель ежемесячно докладывал Строителю крепости рапортом. Там подробно описывалось, что сделано до отчетного месяца, а также объемы работ, выполненных за отчетный период. Кроме того, на каждый вводимый объект комиссионно составлялся приемный акт. Конечно, велась и проверка объективности докладов, объемов выполненных работ и расходования подотчетных сумм. Эти функции были возложены на Контроль над постройкой оборонительных сооружений в Кронштадтской крепости. Действовал он довольно эффективно, выявлял различные нарушения при производстве работ и докладывал о них по команде. Частым проверкам, несмотря на удаленность от Кронштадта, подвергался и строящийся форт на северном берегу залива. Уже, например, в марте 1910г. контролер Жаравов выявляет, что там не ведутся журналы работ, хотя на представленных подрядчиками к оплате счетах имелось свидетельство производителя работ о записи показанного в счетах количества рабочих в этих журналах.[23] Пришлось подполковнику Смирнову давать объяснения начальству и срочно наводить порядок в своей бухгалтерии.

В мае 1910г. закончили дноуглубительные работы в гавани форта. Были проложены два фарватера: северо-восточный - глубиной 10 футов для судов с 7-футовой осадкой и южный - глубиной 12 футов для судов с 9-футовой осадкой.[24] С этого времени появилась возможность наладить постоянную транспортную связь с базами снабжения еще и по морю, доставлять все необходимое строительству на баржах и пароходах.

Строители и зимой использовали для доставки материалов Финский залив. Есть указания на то, что уже с зимнего сезона 1910-1911г.г. начали действовать две ледовые дороги: одна - для легкового транспорта, другая - для грузового, идущие параллельно.[25] Вдоль дорог, через несколько километров друг от друга, выставлялись будки, в которых дежурили сторожа, обязанные, в числе прочего, с наступлением темноты зажигать фонари.[26]

К началу 1912г. строительная площадка стала приобретать очертания укрепления.[27] Полностью было закончено бетонирование батарей 10-дюймовых орудий и 6-дюймовых пушек Канэ (западной). Их стоимость составила соответственно 777035,81 руб. и 140860,45 руб.[28] Эти же батареи были оборудованы подъемниками. Не успели только насыпать земляные траверсы, установить вентиляторы в галереях под батареями и нары для прислуги в казематах.

Построили 12 временных хранилищ для боевых комплектов. Впереди батарей, для их маскировки, произвели посадку деревьев на площади 6000 квадратных саженей.[29]

Возвели опорные пункты №№1-5 и соединили фронтами. В них сделали дерновую одежду внутренних крутостей брустверов. Соединительный фронт между опорными пунктами №№1 и 2 одерновали полностью, а между остальными - только откосы рвов. В опорных пунктах №№1-3 построили бетонные убежища-казармы. Во всех пяти опорных пунктах и в северном исходящем углу сухопутной обороны возвели 8 малых железобетонных убежищ для укрытия противоштурмовой артиллерии с помещениями для орудийных расчетов.[30] Во рвах опорного пункта №4 и соединительных фронтов установили проволочные заграждения. Произвели прореживание леса перед укреплениями сухопутного фронта.

Для гарнизона форта к этому времени возвели (кроме внутренней отделки): 4 ротных казармы, столовую с кухней, приемный покой, 2 флигеля для офицеров и 1 флигель для подпрапорщиков, караульный дом, а также различные службы и подсобные помещения (склады, ледники, сараи, конюшню и др.). Отремонтировали и приспособили для проживания офицеров бывшие дачи.[31] Построили здания для команд разведчиков и пулеметчиков. Завод Сан-Галли закончил прокладку и проверку магистральной сети водопровода.[32] Пустили в эксплуатацию временную водонапорную башню и временную водоподъемную станцию.

В гавани почти полностью были закончены оба мола. Юго-западный оборудовали одним 32-тонным и двумя 1-тонными кранами, ширококолейными железнодорожными путями, причальными тумбами и т.д. Провели железную дорогу от гавани к батареям и вдоль них. Часть гавани была углублена до 13 футов, а северо-восточный фарватер - до 12 футов.

С начала строительства форта и к началу 1912г. на работы было ассигновано 2652694 руб. Из этой суммы, к тому времени, строители освоили 2606219 руб.[33]

Зимой и весной 1912г. на форте занимались, в основном, отсыпкой валов и гласиса опорного пункта №5.

С получением в июле проекта на строительство открытой 12-дюймовой батареи работ прибавилось.Начали рытье котлованов, устройство фундаментов под траверсы и основания батареи и электростанции, изготовление опалубки для бетонирования. Само бетонирование закончили в октябре, установили заделочные части и тумбы для лафетов. В этом же месяце получили, выгрузили и доставили к месту установки первые два 12-дюймовых орудия.[34] Над двумя основаниями орудий возвели "теплушки", рядом - мастерскую и временную электростанцию для рабочих Металлического завода, производивших установку орудий. Во второй половине 1913г. все 4 орудия открытой 12-дюймовой батареи были введены в строй.

К началу военного 1914г.[35] закончили бетонирование электростанции открытой 12-дюймовой батареи, устроили там основания для двух двигателей "Дизель", оштукатурили помещения внутри и обваловали снаружи. В казематах для хранения боекомплекта батареи начали устанавливать металлические стеллажи для снарядов и полузарядов. Была произведена выемка грунта и начата прокладка 3-рельсового пути вдоль батареи и электростанции.

Приступили к отрывке котлована под 12-дюймовую башенную батарею.

В казарме-убежище опорного пункта №3, в малых убежищах опорных пунктов №№1-5 установили броневые двери, а во входы траверсов обеих 6-дюймовых батарей - броневые люковые двери. Начата их установка в траверсы 10-дюймовой батареи. Во всех малых убежищах установили и заделали броневые ставни на окнах. Оштукатурили снаружи и внутри малые убежища опорных пунктов №№4 и 5, вырубили просеку под вал между ними.

В казарменном городке возвели дом для командира артиллерийского батальона и врача.
Чтобы обеспечить устойчивую связь с Кронштадтом, от Ино к Косе проложили кабель длиной 10500 саженей.

Начало войны добавило трудностей строителям форта. Мобилизации рабочих и лошадей, сложности с финансированием и материалами не способствовали высоким темпам работ. Но командование Кронштадтской крепости стремилось как можно быстрее привести в боевую готовность батареи (особое внимание уделялось возведению и вооружению 12-дюймовых), зная состояние обороны Балтийского побережья. По этому поводу М.Петров пишет, что перед войной "...в общем и в целом, защита Финского залива - была ничтожна и путь в него был фактически вполне преодолим даже для одной эскадры германского флота".[36] В числе других причин, такое положение объяснялось тем, что строительство и модернизация приморских крепостей была рассчитана, по крайней мере, до 1917г.

За годы войны, по состоянию на 1 января 1917г., были выполнены следующие работы:[37]

1. Башенная батарея на четыре 12-дюймовых орудия в двух башенных установках:
- построена вчерне с обваловкой и одерновкой;
- смонтирована паро-воздушная система отопления;
- оборудована электростанция;
- на 90% устроены пути для 100-тонного крана;
- на 80% установлены броневые двери и ставни;
- на 75% устроена канализация;
-16.10.1915 г. начаты испытания башен стрельбой. Обе башни введены в строй в начале 1916 г.
Батарея в боевой готовности.

2. Открытая батарея на четыре 12-дюймовых орудия:
- усилены своды и стены батареи;
- устроено паро-воздушное отопление;
- на 90% установлены броневые двери и ставни;
- на 75% готова пристройка к батарее, защищенная от попадания 12-дюймовых снарядов (для орудийной прислуги, хранения принадлежностей и запасов дизельного топлива);
Батарея в боевой готовности.

3. Батарея на восемь 10-дюймовых орудий:
- построены земляные траверсы.
Батарея в боевой готовности.

4. Западная и восточная батареи на четыре 6-дюймовых пушки Канэ каждая:
- построены земляные траверсы.
Батареи в боевой готовности.

5. Батарея на восемь 11-дюймовых гаубиц:
- построены каменные (вместо деревянных) погреба временного характера для хранения боекомплекта.
Батарея в боевой готовности.

6. Временная батарея на шесть 6-дюймовых пушек Канэ у д.Пуумала для обстрела минных заграждений:
- насыпаны и одернованы брустверы;
- устроены погреба для снарядов;
- на 95% построен запасной погреб на 2100 снарядов;
- устроен ход сообщения к запасному погребу.
Батарея в боевой готовности.

7. Построены две противоаэропланные (зенитные) батареи на четыре 3-дюймовых скорострельных орудия образца 1900г. каждая с погребами для хранения снарядов.
Батареи в боевой готовности.

8. Построены:
- 3 бронебетонных помещения для дальномерных приборов;
- групповой бронебетонный пункт на форте с усиленной броневой крышей;
- групповой бронебетонный пункт в д.Витикала (теперь д.Пески - К.М.);
- на 75% кирпичное здание для хранения оптических приборов.

9. Приспособлены под минные станции убежища в опорных пунктах №№4 и 5 и усилены бутовыми тюфяками.

10. Прожекторные установки:
- построены 5 прожекторных вышек временного типа (деревянные);
- построены 2 станции для двигателей "Вулкан" (деревянные);
- на 90% построена станция для двигателя "Вулкан" у батареи Пуумала.

11. Устройство освещения:
- построены 2 временные станции для электрического освещения;
- на 75% устроено наружное освещение и освещение жилых казематов батарей, казарм и пороховых погребов.

12. Помещения для гарнизона (вырос по сравнению с мирным временем с 1500 до 5500 человек):
- построены для артиллеристов 2 казармы, столовая с церковью и кухней, лавка, хлебопекарня, бани солдатская и для офицеров, офицерское собрание, хозяйственные и подсобные помещения;
- построены для пехоты 3 барака, столовая с кухней;
- построены помещения для артиллеристов и пехоты в д.Пуумала;
- приспособлены постройки частных владельцев для размещения 1-го Кронштадтского крепостного временного госпиталя, (в т.ч. - дача генерал-адъютанта А.Н.Куропаткина).[38]

13. Устройство дорог:
- построено около 3км железной дороги с присоединением ее к Финляндской железной дороге;
- построено около 7км грунтовых дорог;
- построено паровозное депо на 2 паровоза.

14. Сухопутная оборонительная ограда:
- закончены опорные пункты №№1-5 и их убежища;
- на 85% устроены промежуточные валы между опорными пунктами;
- на 75% во рвах установлены проволочные заграждения на металлических кольях;
- построены новые опорные пункты №№6-8 с промежуточными валами между ними временного профиля, со всеми убежищами и противопехотными заграждениями в 3 ряда;
- на 90% построен опорный пункт №9 со всеми убежищами (не установлены пулеметные башни);
- на 95% построено убежище для резерва на опорном пункте №10 (не одерновано).

15. Расчистка секторов обстрела и маскировка:
- замаскированы под окружающую местность окопы;
- на 75% разрежен лес перед сухопутной обороной на расстояние прямого выстрела.

В течение 1917 и в начале 1918г.г. существенных изменений в состоянии оборонительных работ на форте Ино не произошло. Достраивали то, что было начато, временные постройки заменяли постоянными и ремонтировали пришедшие в негодность, совершенствовали сухопутную оборону.

Во второй половине 1917г. была сделана попытка придать форту для разведывательных целей аэроплан, даже поступило указание подыскать для него взлетно-посадочную площадку на расстоянии не более 10км от форта и недалеко от дороги.[39] Удалось осуществить этот проект или нет - по документам не прослеживается. Скорее всего - нет. Помешали революционные события.

Производителями работ на форте Ино были:
- с октября 1909г. по ноябрь 1910г.- подполковник Смирнов;
- с ноября 1910г. по январь 1914г.- капитан Лобанов;
- с января по май 1914г.- капитан Поплавский;
- с мая 1914г. по март 1917г.- капитан (с 1916г. подполковник) Будкевич;
- с марта по октябрь 1917г.- подполковник Красовский;
- в 1918г.- инженер Розенталь.

Гавань строили:
- с декабря 1909г. по апрель 1910г.- полковник Шишкин;
- с апреля 1910г.- капитан Куприянов.


[1] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.664, л.178.
[2] Там же, л.л.178-179.
[3] Там же, л.л.261-266.
[4] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.664, л.183
[5] Там же, оп.2, д.220.
[6] Там же, д.223.
[7] Там же, д.221.
[8] РГА ВМФ, Ф.1342, оп.1, д.677, л.100.
[9] Там же, д.717, л.163.
[10] Там же.
[11] Там же, л.44.
[12] Там же, л.72.
[13] Там же, д.754, л.519.
[14] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.677, л.89.
[15] Там же, л.94.
[16] Там же, л.87.
[17] Там же, л.95.
[18] Там же, д.707, л.3.
[19] Там же, л.6.
[20] Там же, л.26.
[21] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.677, л.70.
[22] Там же д.717, л.394.
[23] Там же, л.97.
[24] Там же, д.707, л.111.
[25] Там же, д.754, л.475.
[26] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.974, л.46.
[27] Там же, д.767, л.л.97-100.
[28] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.754, л.520.
[29] Там же, л.517.
[30] Проект форта не был чем-то раз и навсегда установленным. Об этом, кроме такого существенного его пересмотра, как возведение двух батарей на четыре 12-дюймовых орудия каждая, свидетельствует изменение размеров этих убежищ, сделанное по указанию К.И.Величко, в результате чего, вместо 30230 рублей, отпущенных на их строительство, было израсходовано 54801 рублей. РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.754, л.393.
[31] Дачи владельцы сдали, в основном, весной 1910г. При этом была составлена "Опись зданий, приобретенных казною в местности форта "Ино" с показанием инвентаря", где было перечислено все передаваемое, вплоть до замков, задвижек, шпингалетов, крючков, петель и т.д. РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.715, л.л.44-52.Тогда же была составлена "Ведомость дачным постройкам, приобретенным казною в местности Ино, с показанием размещения в них гарнизона и служащих Строительства в настоящее время и в будущем, с приходом гарнизона". РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.715, л.л.33-36.
[32] Там же, д.754, л.517.
[33] Там же, д.767, л.12.
[34] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.770, л.115.
[35] Там же, д.798, л.л.29, 93, 155-156, 181, 237-239, 352-353, 418-419, 423-424, 487.
[36] Петров М. Указ. соч., с.42.
[37] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.1898, л.л.5-9.
[38] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.1997, л.392б.
[39] РГА ВМФ, ф.1342, оп.1, д.1898, л.45.


Copyright Константин Михаленя © 2017