Форт Ино. Персоналии


      

У вечности ворует всякий,
А вечность - как морской песок.
    О. Мандельштам
    

Щастный Алексей Михайлович

(1881-1918)

 

Щастный, Алексей Михайлович (16.10.1881 - 22.06.1918) — российский военно-морской деятель. Капитан 1-го ранга. Командовал Балтийским флотом во время Ледового похода 1918.
Из потомственных дворян Волынской губернии.

Семья

  • Отец — Михаил Михайлович Щастный, офицер артиллерии. С 1906 — генерал-майор, с 1908 в отставке с чином генерал-лейтенанта.
  • Мать — Александра Константиновна, урождённая Дубровина.
  • Жена (с 1914) — Антонина Николаевна, урождённая Приемская, в первом браке Сердюкова (1881—1922).
  • Дочь — Галина (1913—1982).
  • Сын — Лев Алексеевич (р. 1915).

Образование

В 1892—1896 учился во Владимирском Киевском кадетском корпусе. Окончил Морской корпус (1901, вторым по успеваемости), Минный офицерский класс (1905).

Морской офицер

  • С 1901 — мичман.
  • В 1901 — офицер канонерской лодки береговой обороны «Бурун».
  • В 1901—1902 — и. д. ротного командира и вахтенный начальник крейсера II ранга «Пластун»
  • В 1903 — вахтенный офицер эскадренного броненосца «Севастополь».
  • В 1903—1904 — минный офицер мореходной канонерской лодки «Манджур».
  • В апреле — августе 1904 — вахтенный офицер крейсера I ранга «Диана».

Участник русско-японской войны 1904—1905, за военные заслуги награждён орденом Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом. Отличился при отражении атак японских миноносцев (10-11 июня 1904), при обстреле сухопутных войск противника (26 июня 1904) и в сражении с японским флотом в Жёлтом море (28 июля 1904). После интернирования крейсера «Диана» в Сайгоне в 1904 отбыл в Россию.

  • С 1905 — лейтенант.
  • В 1905 — младший минный офицер учебного судна «Европа».
  • В 1905 — командующий миноносцем № 217.
  • В 1905—1906 служил в морском отделе штаба Кронштадтской крепости.
  • В 1906—1909 читал лекции по радиотелеграфному делу в Минном офицерском классе. Крупный специалист по вопросам связи в военно-морском флоте.  
  • В 1906—1907 — старший минный офицер учебного судна «Николаев».
  • В 1907—1909 — второй флагманский минный офицер походного штаба начальника минного учебного отряда.
  • В 1908 участвовал в V Всероссийском электротехническом съезде в Москве.
  • В 1909—1912 — и. д. второго флагманского минного офицера (по радиотелеграфному делу) штаба командующего морских сил Балтийского моря.
  • С 1910 — старший лейтенант
  • В 1912—1914 — постоянный член от морского министерства межведомственного радиотелеграфного комитета. В 1913 был командирован на Каспийское море для выбора мест береговых радиостанций на острове Ашур-Адэ и в Энзели.
  • С 1913 — капитан 2-го ранга.
  • В 1914—1916 — старший офицер линейного корабля «Полтава».
  • В 1916—1917 — командир эскадренного миноносца «Пограничник».
  • В феврале — мае 1917 — штаб-офицер для поручений при штабе Командующего флотом Балтийского моря.
  • С мая 1917 — флаг-капитан по распорядительной части штаба командующего флотом Балтийского моря.
  • С июля 1917 — капитан 1-го ранга.

За боевые отличия в Первой мировой войне награждён мечами к ранее полученным им орденам св. Станислава 2-й степени и св. Анны 2-й степени.

Во главе Балтийского флота

После прихода к власти большевиков сотрудничал с советскими органами для защиты страны от немецких войск. В январе 1918 назначен первым помощником начальника военного отдела Центробалта. Фактически командовал Балтийским флотом, в феврале 1918 руководил перебазированием кораблей флота, находившихся в Ревеле, в Гельсингфорс, что спасло их от захвата немецкими войсками. Последние корабли покинули Ревель 25 февраля — в день, когда в город вошли немцы.

Руководство Ледовым походом

Щастный руководил Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт ввиду угрозы флоту со стороны немецких войск. Согласно Брестскому миру (ст. 6), все русские корабли должны были покинуть финляндские порты, причем предусматривалось, что пока лёд не позволяет осуществить переход, на кораблях должны были оставаться лишь «незначительные команды», которые легко могли быть нейтрализованы немцами. В этих условиях было принято решение перевести флот в Кронштадт в условиях, когда море еще было покрыто льдом (отсюда и название Ледового похода).
Первоначально в сопровождении двух ледоколов вышли из Гельсингфорса 12 марта и прибыли в Кронштадт 17 марта 4 линейных корабля и 3 крейсера. 4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля (исключая одну из подводных лодок, получившей повреждение и вернувшейся в Гельсингфорс). Таким образом, крупнейшие корабли флота оказались вне опасности захвата противником.
5 апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил (Наморси) Балтийского моря (исполнял обязанности уже в марте, после смещения с этой должности А. В. Развозова, занимавшего её лишь около недели). В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (45 эсминцев, 3 миноносца, 10 подлодок, 5 минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно), который был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. Позднее эти корабли соединились в один эшелон при поддержке четырех ледоколов. Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).
20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.

Арест и гибель

Успешное руководство в сложных условиях Ледовым походом подняло авторитет Щастного среди моряков. Но уже 27 мая он был арестован по личному распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л. Д. Троцкого «за преступления по должности и контрреволюционные действия». 20-21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Свою вину Щастный не признал. В выступлении на суде Троцкий заявил, что
Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг «диктатура флота».
Несмотря на слабую доказательную базу обвинения Щастный был приговорён 21 июня 1918 к расстрелу. Декрет о восстановлении ранее отмененной большевиками смертной казни был принят 13 июня 1918 г. и это был первый судебный смертный приговор в Советской России.
В ночь с 21 на 22 июня (в 4 часа 40 минут утра) Алексей Щастный был расстрелян.
В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось.
В 1990 в газете «Известия» в статье тогдашнего помощника начальника Управления военных трибуналов В. Звягинцева был впервые поставлен вопрос о возможности пересмотра «дела Щастного». В 1995 он был официально реабилитирован.

Источник: Википедия - свободная энциклопедия.
    

Содержание     Щ