Из статьи "Перевозочные
средства осадной и крепостной артиллерии в Российской империи" (отрывок). Для нужд
крепостной артиллерии в широкой степени применялись переносные и постоянные
железные дороги. Переносные железные дороги имелись 2 типов: Дольберг-Яловецкого,
генерал-лейтенанта Тахтарева и Дековиля, при чем последняя применялось, главным
образом, в береговых крепостях. Наибольшее распространение имела система
генерал-лейтенанта Тахтарева; она предназначалась для перевозки грузов до 560
пд, имела ширину колеи 1 м и состояла из прямых (фиг. 9) и кривых (фиг. 10)
рельсов, звеньев дл. 86 и 40 дм., стрелок, разъездов (фиг. 11), поворотных кругов
(фиг. 12), вагончиков (фиг. 13) и платформ. Шпалы В (фиг. 14) — железные с
зигзагообразным сечением, удобно врезывались в землю и, благодаря своей форме,
обладали при малом весе достаточно большим сопротивлением раздавливанию. Соединение
стыков производилось помощью скоб Е на одном из концов рельса и подвижных
башмаков Д с крюками К на другом конце. Платформы своими штырями на концах
накладывались на 2 поставленные один за другим вагончика в имеющиеся в их
центре отверстия V. (Чернопятов, Вспомогательный средства и действия в
крепостной и осадной артиллерии, 1909 и 1910.)
Источник: Военная
энциклопедия. Т-во И.Д.Сытина, Петроград, 1915, т. 18, стр.357-358, табл.II. Сохранены орфография и синтаксис источника.
|